prvtaganka (prvtaganka) wrote,
prvtaganka
prvtaganka

Как перестраивались и «подгонялись» под романовский период языческие храмы.

Как перестраивались и «подгонялись» под романовский период языческие храмы. Кража древнерусской архитектуры

Автор: Мусорина Е.А.
Принимая в расчет всеобщую вышеописанную разруху (см. публикацию от 3 марта 2018, О чём может рассказать административное устройство Древнерусских городов), царившую на территории Москвы и Московского уезда, да и во всей Московии «во времена московского разорения», нетрудно представить, что при выездах в Троице-Сергиеву Лавру Михаила Федоровича и Алексея Михайловича в 17 веке виды из кареты царской процессии были весьма убогими и печальными. Доромановская блистательная Белокаменная столица канула в лету; тут и там на фасадах некогда прекрасных, а в 17 веке разграбленных зданий (дворцовых комплексов, домов зажиточных ремесленников и торговцев, купеческих фартин-крепостей, гостиных дворов, приказных палат, прекрасных храмов и монастырей) виднелись устрашающие следы разрушений от артиллерийского штурма Москвы польско-литовской армии 16061612 годов. При выезде за пределы Москвы можно было видеть у Крестовской заставы стайки нищих и голодных крестьян и прибившихся к ним сбежавших от московского голода горожан, добывающих себе пропитание подёнными работами и попрошайничеством. Далее по Троицкой дороге мелькали разграбленные поляками храмы, зияющие безжизненными глазницами выбитых осколками разорвавшихся снарядов окон, брошенные сельские храмы. Некоторым исключением представлялось село Алексеевское, ставшее в правление Алексея Михайловича его дворцовым селом.

СЕЛО АЛЕКСЕЕВСКОЕ
В 14 веке, когда совершались князьями первые паломничества в Сергиеву Лавру, село это именовалось сельцо Копытово на речке Ретонке, Московского уезда, Васильцова стана. В сельце Копытово существовала древняя каменная церковь, какого наименования была эта старая церковь, неизвестно. Надо думать, что место, на котором древние жители сельца построили эту церковь, было весьма почитаемым, и отмечено особыми языческими приметами и природными знамениями. Древние языческие церкви строили именно в таких особенных местах. По преданиям связано это место было, еще до построения прп. Сергием Троицкого монастыря, с языческим святым местом, называемым в народе то ли Белые Буги, то ли Белые Боги. В урочище около села Воздвиженского в Сергиев-Посадском районе на северо-востоке Московской области доныне сохранилось древнее строение непонятного назначения. Здесь в глухом лесу стоит сложенное из дикого камня правильной формы полушарие около 6 м в диаметре и 3 м в высоту. Оно было известно еще П. Семенову-Тян-Шанскому, выдающемуся путешественнику и географу. По преданиям в древней Радонежской земле было известно языческое сакральное место, где в XIIXIII веках наши древние славянские предки приносили свои просьбы и молитвы, обращаясь к Матери-природе.
О древнем капище написал исследователь Алексей Борисович Липкин, собиравший материалы об истории земли Радонежской в архивах и книгах краеведов: «.... людская память доносит до нас весть и о древних языческих святилищах. Одно из них – древнее капище "Белые Боги" располагалось недалеко от Радонежа, в прошлом, древнейшего славянского поселения, от которого остались сегодня сельцо, да городище. Точное местонахождение святилища сегодня забыто, но упоминание о нем мы встречаем из материалов польского археолога и этнографа Ходаковского[1], побывавшего в этом месте…». Известное своей святостью местечко Радонеж привлекало даже паломников из Москвы, которые ехали помолиться к древним святыням своих славянских предков через сельцо Копытово. Не по этой ли причине прп. Сергий выбрал именно Радонежскую землю для строительства своего первого монастыря-крепости?
По Писцовым книгам, которые велись еще до воцарения Романовых в доколонизаторский период, известно, что сельцо Копытово находилось в вотчине Михайлы Путилова[2]. Род Путиловых был на службе у Ивана Грозного и Бориса Годунова, и известен с 16 века.
Затем по известию государевой грамоты, за приписью дьяка Микулая Новокщенова 7129 (1621) года упоминается, что прежь сего бывала Путиловская вотчина Михайлова, сельцо Копытово, а ныне в сельце двор боярина Дмитрия Тимофеевича Трубецкого, да один двор людской, в нем живут «деловые люди». То есть, в период заселения в село Копытово Д. Трубецкого сельцо покинули все жители, боярин поселил с собой только дворовых людей, которые помещались все в одном единственном дворе. Эта небольшая запись еще раз косвенно подтверждает, что Москва и Московский уезд после польского разорения сильно опустели от жителей. В справочнике авторов Холмогоровых читаем, что при Трубецких была построена «каменная церковь во имя Алексия человека Божия, отчего Копытово стало называться по церкви селом Алексеевским». Это весьма странно и с трудом верится в то, что Дмитрий Трубецкой, участвовавший в военных Московских событиях 1612 года, находившийся в Москве на царской военной службе, а голодная Москва не оправившаяся от «московского разорения», и только закончившая вону со Швецией (1617) находилась на военном положении, вдруг задумал строить в своей загородной усадьбе каменную церковь. Думается, что эта церковь там существовала с языческих времен. Построенная староверами-двоеверами, она была просто переименована в Алексеевскую, как и село, да и то не в период правления Михаила Федоровича, а в период Алексея Михайловича. И действительно, немного ниже Холмогоровы уточняют, что по Переписным книгам переименование это произошло уже после смерти Д. Трубецкого и Михаила Федоровича: «..вотчина жены боярина князя Дмитрия Тимофеевича Трубецкого вдовы боярыни княгини Анны село Алексеевское, Копытово тож, а в селе церковь Алексея человека Божия каменная, без пения[3], да в селе двор боярский и 11 дворов крестьянских, в них 22 человека»[4]. Мы видим, что к 1646 году в село вернулось небольшое количество жителей-крестьян. Указано также, что «церковь без пения», это еще раз подтверждает нашу версию, что храм был языческий, без алтаря, а значит был непригоден для служения в нём по католическому образцу, введенному Романовыми.
Далее у Холмогоровых читаем: «По смерти княгини Анны Васильевны Трубецкой село Алексеевское было причислено к дворцовому ведомству». То есть, вероятно, у Трубецких не было наследников, либо село им было сразу выделено из Дворцового ведомства не в собственность, а только в пользование, и по смерти четы Трубецких отошло обратно в Дворцовое ведомство. Далее у Холмогоровых читаем: «7183 (1647) года октября в 4 день в отдачу часов нощных, великий государь (Алексей Михайлович) изволили идти с Москвы в село Алексеевское; а с великим государем бояре, окольничие, думные и ближние люди; а из того походу великий государь к Москве пришел того ж числа в 7 часу дня»[5]. Во первых обращает внимание слово «поход», походами назывались выходы царей либо в «люди» для сбора налогов, либо на богомолье и вообще за пределы столицы. В данном случае царь отправился в поход, чтобы помолиться, и помолиться именно в старинном языческом храме села Алексеевского, что подтверждает связь этого храма с древним сакральным местом близ Радонеж, которое было почитаемо староверами-двоеверами, которые и построили храм в селе Копытово.
И далее о периоде после смерти Алексея Михайловича Холмогоровы пишут: «По Дозорным книгам Патриаршего Казенного Приказа 7188 (1680) года: при церкви Алексея человека Божия в селе Алексеевском церковной земли и покосов нет, попу и причетникам дается руга, государево денежное жалованье из Приказа Большого Дворца»[6]. Здесь мы видим особое отношение к этой церкви, Алексеем Михайловичем: церковнослужителям была назначена руга.
Далее Холмогоровы пишут: «В селе Алексеевском была построена другая церковь каменная во имя Тихвинской Богоматери, которая была освящена в присутствии государя царя Федора Алексеевича. А после Алексеевского шол великий государь в Преображенское»[7].
И далее авторы приводят из Переписной книги: «Под 1717 годом запись: в селе Алексеевском две церкви каменные одна во имя Тихвинские Богородицы при ней священник, дьякон, пономарь, другая во имя Алексия человека Божия при ней причта нет»[8]. Почему нет причта во второй церкви? Потому что обе церкви (так еще называли престолы) находились под одним и тем же сводом, то есть церковь была двухпрестольной.
Из анализа вышеизложенных архивных сведений, приведенных авторами Холмогоровыми, следует вывод, что речь идет об одной и той же языческой каменной церкви, а не о двух. Вначале Алексей Михайлович повелел пристроить алтарь с восточной стороны. По смерти четы Трубецких он стал пользоваться их усадьбой, перешедшей в Дворцовое ведомство, останавливаясь в ней по пути в Сокольничью Рощу, где Алексей Михайлович с «ближними людьми» часто устраивал «для отдохновения от трудов» соколиные охотничьи забавы. В этот период усадьба Трубецких именуется царским путевым дворцом. Тогда же по повелению царя к церкви села Алексеевского (Копытова) был пристроен придел или просто устроен еще один престол в честь Тихвинской иконы. Ну а в официальную историю села вошел и утвердился миф о том, что «рядом со строй церковью во имя  Алексея человека Божия была построена Алексеем Михайловичем новая Тихвинская церковь». По официальной версии, старая Алексеевская церковь была разобрана и из ее материала построена колокольня Тихвинской церкви.

Сохранился интересный рисунок неизвестного автора, который якобы «запечатлел» обе церкви рядом, но только при этом почему-то колокольня (которую должны были построить из материалов разобранной старой церкви) тоже присутствует на рисунке художника. Я, как исследователь, встречавшийся со множеством подобных разночтений в официальном описании истории московской архитектуры смею предположить, что слева изображена как раз старинная языческая церковь, имеющая основой своей высокий четверик с длинными и узкими продольными окнами. Только завершение у нее было не пятиглавие (которое появляется в храмовой архитектуре позднее), а должно быть шпилеобразным, наподобие изображенного здесь завершения колокольни, как изображаются русские храмы на старинных гравюрах русских городов 1516 веков. И стоять она должна справа, то есть как все старинные храмы, (например рассматриваемой нами ранее улицы Сретенки), и выглядеть как четверик с отдельно стоявшей колокольней. Если мы присмотримся к современной фотографии Тихвинской церкви, мы увидим, что она была по архитектуре именно такой – высокий четверик с узкими длинными окнами. При Алексее Михайловиче длинные сплошные окна разделили, каждое пополам. Перестроили шпилеобразное завершение, превратив в пятиглавие, «украсили» кокошниками, а кокошники считаются отличительной чертой «нарышкинско-романовского барокко». И получилось, что храм «построил» Алексей Михайлович. Затем в более поздние времена храм обстроили вокруг пристройками с арками, устроили отлогую лестницу, направленную во второй ярус колокольни, между храмом и колокольней встроили 2-этажный объем. В плане получилась неправильной формы геометрическая фигура, со вписанными фигурами также неправильной геометрии.
Если посмотреть на планы древних церквей, датируемых 15 веком и ранее, то увидим, что древние языческие зодчие строили храмы правильной геометрии, в плане имеющие квадрат, прямоугольник, шести- или восьмиугольник, или равносторонний крест. Пристроенные в 17 веке алтарные полукружья выглядят неестественными «горбиками», нарушающими геометрию и художественный замысел древних зодчих. В подражание древним зодчим чертили проекты и архитекторы конца 19 столетия, пытаясь к правильной архитектуре прибавить алтарные «горбики», многие из этих проектов были «списаны» со старых языческих храмов доромановской колонизаторской эпохи, и имеют в плане красивую геометрию. Многие храмы языческой эпохи были просто нагло присвоены европейскими архитекторами конца 19 века.

Исы собор в С-Петербурге постройки примероно в период до Рюриковичей, в плане - правильный равносторонний крест. Здесь у Романовых не поднялась рука лепить алтари, а может просто не смогли?

Вознесенский храм в Коломенском, доромановский период (шатровое языческое завершение), в плане имеет 8-угольник, позднее обстроен вокруг пристройками с арками в форме неправильного креста с тремя лестницами. Здесь тоже с наружными алтарями не сложилось, их устроили внутри.

Храм в ТРоице-Сергиевой пустыни, сначала храм имел правильную геометрию плана, в романовский период была пристроена полукруглая пристройка - алтарный горбик.

Проект храма для имения князя Барятинского в Воронежской губернии. Архитектор А. Косяков. 1890 г. Проект выполнен в подражание древнерусской  архитектуры языческой "храмины", только в языческих варинатах вместо главок были шпили. Храм в плане имеет как и положено, правильную геометрию, искажённую, однако, тремя горбиками алтарей (архитектор не имел понятия, что в древности алтарей не было, а если и имел, то без алтарей его проект не прошёл бы цензуру).

Древний храм в Переславле-Залесском. Нижняя часть ушла под землю, окна второго этажа стали дверями. Храм доромановской эпохи. Наблюдается диспропорция. Завершение храма переделано. Архитектура храма явно искажена восточной  алтарной пристройкой. В плане храм был изначально квадратным, явно видны три горба, пристроенные в романовский период.

[1] Зориа́н Доле́нга-Ходако́вский (настоящее имя – Адам Черноцкий; 1784, Гайна (ныне в Логойском районе) – 1825, село Петровское Тверской губернии) – славяновед, археолог, фольклорист, этнограф и диалектолог.
[2] Писцовыя книги Московскаго государства. Том 1, отд.2, 1877. Л. 1033–1034. Писцо́вые кни́ги – поземельные описи, использовавшиеся на Руси с XV века. Описания проводились по указу из Москвы. Писцовые книги хранились в Поместном приказе.
[3] «церковь без пения» – это означало закрытый (недействующий) по тем или иным причинам храм.
[4] Переписные книги 1646 года. РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 9809. Л. 388.
[5] Московского стола книга 18. Лист 79.
[6] Патриарший Приказ Дозорная книга 18.
[7] П.М. Строев. Выходы государей царей и великих князей Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Федора Алексиевича, всея Русии самодержцев (С 1632 по 1682 г.). М. 1844. С. 693.
[8] Переписные книги 1717 года. Л. 242.
Tags: Колонизаторский период истории, Трубецкие, алтарные горбики, искажение истории, исторический подлог, кокошники, нарышкинско-романовское барокко, обезличивание языческих храмов, перестройка языческих храмов, подгонка фактов под Романовых, путевой дворец, пятиглавие, село Алексеевское (Копытово), соколиная забава, языческая храмовая архитектура
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments