prvtaganka (prvtaganka) wrote,
prvtaganka
prvtaganka

Укро-польские «православные» «учителя» 17-18 вв. на дохристианском сакральном месте Москвы.

Автор: Мусорина Е.А.
Часть четвертая.


Следующий ректор Академии Иоанн Козлевич из префектов назначен был ректором и архимандритом Донского и Заиконоспасского монастырей с 8 мая 1748 года. Пребывание большею частью имел в Донском монастыре, а академическими делами управлял префект Константин Бродский, как это видно из бумаг 1749–1753 годов.
Ректор академии и архимандрит Заиконоспасского монастыря Варлаам Лящевский, был из воспитанников Киевской академии. Известен тем, что напечатал свою греческую грамматику на латинском языке с предисловием о пользе греческого языка; эта грамматика введена после в употребление во всех духовных училищах. В 1747 году ректор Варлаам был вызван в Петербург для исправления Библии и за успешное окончание дела после Ивана Козлевича назначен в 1753 году архимандритом Донского монастыря.
Ректор Академии и Архимандрит Заиконоспасского монастыря Иосиф Хотунцевич или Хотунцевский. Был иеродиаконом и проповедником Академии в 1739 году. С 1741 года – иеромонахом и экзаменатором Крутицкой епархии. В конце 1742 года избран был в начальника миссии на Камчатку. Для обращенных в православие сочинил катехизис под названием «Сила Божественного учения вкратце начертанная». В 1754 году определен был ректором Академии и наставником богословия.
Ректор Академии и архимандрит Заиконоспасского монастыря Геннадий Драницын (в мире Григорий), сын причетника с. Всегодич (Ковровского уезда Владимирской губернии), обучался в Московской Академии. Но проф. Петров считает его малороссом под фамилией Границкого, начавшего свое образование в Киеве или вообще на юге России и только окончившим его в Московской Славяно-греко-латинской академии. С 1746 года по 1754 год последовательно занимал в ней должности учителя фары, грамматики, синтаксимы и пиитики. После пострижения в монашество он в 1754 году был назначен учителем философии, в феврале 1755 года префектом, а в сентябре учителем богословия. В мае 1757 года он был назначен ректором и архимандритом Заиконоспасского монастыря, но через год был переведен в Иосифов Волоколамский монастырь «для облегчения и отдохновения от школьных трудов». 13 декабря 1761 года Геннадий был посвящен в епископа Суздальского, и 31 марта 1762 года прибыл в Суздаль.
Геннадий очень заботился о своей «архиепрестольной» церкви, о благоустройстве Суздальской семинарии и, прежде всего, упорядочил семинарское хозяйство. Он перевел семинарию из тесного помещения при архиерейском доме в Спасо-Ефимиев монастырь, «подвергнув пересмотру весь продовольственный строй». Он был призван замещать должности Семинарии образованными и способными людьми, но при выборе людей проявил весьма безответственное отношение. Пьянство, со всевозможными дебошами, доминировало над прочими суздальскими епархиальными неустройствами. Покровительствуемый Геннадием префект Субботинский под влиянием «пьянственной» страсти «ни в чем другом обращался, как только в одних побоях, которые он без всяких причин из своих рук налагал на своих учеников безчеловечным образом». В конце концов, допившись до белой горячки, вообразил, что «ему Бог купину явил», и, зажегши фунт свечей перед иконой, чуть не сжег семинарию. Другой префект, Семен Быстрицкий попался в корчемстве. Третий префект Арсений Изографов, будучи «под немалым кружалом, сек учеников по обнаженным телам плетьми». Особенно любимый Геннадием ректор, архимандрит Соломон Доброгорский, уже после смерти Геннадия, под влиянием алкоголя впал в «гиппохондрическую болезнь» и наделал самых «необычных поступков». Официально Геннадий не мог оставить без внимания «непристойных префектовских» поступков и проводил строгие следствия, но, стоило провинившемуся педагогу «припасть к стопам» владыки и «всерабски просить архипастырского милосердного прощения», а особенно подать надежду монашества, Геннадий тотчас перелагал гнев на милость и предписывал начатое следствие оставить. Вообще при Геннадии преподавание в Суздальской семинарии стояло на очень низком уровне. Кроме пьянства в семинарии постоянным явлением были побеги учеников к родителям. Несмотря на беспорядки во вверенной ему епархии Геннадий странным образом пошел на повышение, был переведен в члена Московской Святейшего Синода Конторы, где заседал с 27 сентября 1771 года. 17 февраля 1775 года он был назначен членом Синода. Но менее чем через два месяца умер в Москве 12 апреля 1775 года, в первый день Пасхи, в 9 часов пополудни. Погребен в Суздальском кафедральном соборе[1].
Ректор Академии и архимандрит Заиконоспасского монастыря Гедеон Слонимский, был воспитанником Киевской Академии и потом наставником философии в ней же. В 1747 году вместе с Варлаамом Лящевским вызван в Петербург для исправления перевода Библии. В 1751 году Синод, по желанию императрицы Елизаветы поручил Гедеону заняться сочинением книги о церковных обрядах, и поселен он был в Московском Николаевском Греческом монастыре. В 1754 году определен ректором и наставником богословия в Троицкой Семинарии с тем, чтобы продолжить там сочинение помянутой книги. В 1758 году определен ректором Академии и архимандритом Заиконоспасского монастыря. В 1761 году определен Синодом в настоятеля Черниговского Елецкого монастыря, затем переведен архимандритом в ставропигиальный Бизюков монастырь, затем помещен на покой в Донской монастырь с назначением 300 р. годового жалованья. После переведен в Киевский Межигорский монастырь настоятелем, где и скончался в 1772 году.
Ректор Академии и архимандрит Заиконоспасского монастыря Гавриил Петров, уроженец московский, ученик Московской Славяно-греко-латинской академии, с 1741 года. Сведений о его жизни и деятельности сохранилось мало. В 1754 году был справщиком в Московской Синодальной Типографии, в 1758 году – учителем риторики в Троицкой Семинарии. В Заиконоспасский монастырь определен в архимандрита и ректора Академии в 1761 году. В 1763 году хиротонисан в епископа Тверского, в 1783 году пожалован саном митрополита Новгородского и Санктпетербургского и в 1797 году первый из духовных украшен орденом св. ап. Андрея Первозванного. Скончался в Новгороде 26 января 1801 года.
Следующий архимандрит Заиконоспасского монастыря Геннадий Границкий (иначе Кратинский или Бороницкий), по имени созвучен своему печально прославившемуся предшественнику. В январе 1764 года, (в возрасте всего 29 лет!) назначен ректором Московской Славяно-греко-латинской академии, по утверждению С. К. Смирнова «из архимандритов Псковского Святогороского монастыря, (хотя он не упоминается в этом качестве ни в «списках» Строева, ни в специальном «Описании Святогороского монастыря», изданном в 1899 году игуменом Иоанном). В общем, личность темная. 13 апреля 1768 года Геннадий был посвящен в епископы в Переславль-Залесский. Но не долго управлял Переславскою епархией, и едва ли не главным его делом было то, что он «застроил» в архиерейском доме вновь каменную колокольню и под ней церковь Богоявления Господня, да и то «оная по случаю смерти к окончанию была не приведена». Геннадий умер 16 августа 1773 года, всего 38 лет от роду, и был погребен в Переславле в Успенском соборе (бывшего Горицкого монастыря) в приделе Рождества Богородицы[2].
Ректор Академии и архимандрит Заиконоспасского монастыря Антоний Герасимов-Забелин, окончил курс в Московской академии, затем в ней преподавал. В 1763 году назначен проповедником. Ректором определен 20 марта 1768 года, в 1770 году рукоположен во епископа Архангельского; в 1773 году переведен в Нижегородскую епархию, в 1782 году пожалован званием епископа Казанского. В 1785 году уволен на покой в Макарьевский Желтоводский монастырь, где и скончался в сентябре 1797 года.
Ректор Академии и архимандрит Заиконоспасского монастыря Феофилакт Горский, воспитанник Московской академии, был в ней учителем риторики и философии. В ректора определен в 1770 году. В 1774 году переведен в архимандрита Донского монастыря. В 1776 году хиротонисан во епископа Переяславля-Залесского; в 1788 году переведен в Коломенскую епархию и в том же году скончался.
С открытием в 1755 году Московского Университета значение Славяно-греко-латинской академии несколько уменьшилось, она превратилась в высшую богословскую школу, (которая позже, в 1814 году была перенесена в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру). Но в 1775 году начинается новое её качественное развитие с митрополита Платона (Левшина), который назначен был «полным директором и протектором» Академии. Благодаря его реформе в образовании значительно повысилось значение родного языка: преподавание древних и новых языков стали проводить на родном языке, самим владыкой на русском языке написан труд «Христианское богословие», начинается преподавание истории Русской Церкви, которой митрополит сам серьезно занимался. Тогда же введен регламент духовной жизни воспитанников, строго соблюдались положенные молитвенные правила, посты и говения, предписывалось частое пребывание на богослужении в Спасском соборе Заиконоспасского монастыря. В Спасском соборе на праздники служил сам митрополит Платон. Его стены помнят проповедническое слово владыки, обладавшее глубокой действенностью на всякого слушателя. Особый устав жизни был у «платоников» – стипендиатов, избираемых митрополитом Платоном из среды бедных студентов, послушных нравом, имевших усердие к науке. Они давали обещание непременно вступить в состояние духовное, жили отдельно от других студентов, имели свою библиотеку и должны были усиленно изучать языки[3].
При митрополите Платоне ректорами Академии и архимандритами Заиконоспасского монастыря были следующие выдающиеся деятели Церкви.
Амвросий (Андрей) Подобедов родился в 1742 году в селе Стогов во Владимирской губернии, учился в Троицкой семинарии, был в ней учителем. Переведен в Московскую академию проповедником. В ректора и архимандрита определен в 1774 году. В 1775 году за проповедь, произнесенную в присутствии Императрицы награжден бриллиантовым крестом. В 1778 году хиротонисан во епископа Севского. Переименован архиепископом Санкт-Петербургским и в 1801 году пожалован саном митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского, скончался в Новгороде в 1818 году.
Дамаскин (Димитрий) Семенов-Руднев, родился в одном году с Платоном (1737). Учился в Крутицкой семинарии, потом в Московской академии. В качестве инспектора отправился в Германию и в Геттингенском университете до 1772 года слушал лекции разных наук и языков. По возвращении в Санкт-Петербург Димитрий Семенов-Руднев выдержал в 1773 году в Академии Наук экзамен на звание профессора философии, истории и словесных наук. В 1774 году приехал в Москву и определен был префектом Академии, профессором философии и учителем немецкого языка. Произведен во архимандрита Богоявленского монастыря и определен ректором Академии, затем переименован архимандритом Заиконоспасского монастыря. В последствии был епископом Севским, потом Нижегородским; умер на покое в Московском Покровском монастыре в 1795 году.
В ведомости «об учителях Московской Словено-греко-латинской академии за 1779 год» при ректоре Дамаскине показан в должности префекта иеромонах Амвросий, 33-х лет, окончивший Вятскую семинарию и в ней же преподававший до 1773 года. Затем определен был в Свято-Троицкую Сергиеву Лаврскую семинарию учителем риторики и истории, которые преподавал три года, причем сам в это время обучался французскому языку. «А в 1777 году определен во оной же Лавре префектом и философии учителем».
В той же ведомости значится в должности проповедника игумен Иосиф, 29 лет, происходивший из духовного звания, окончивший Московскую Академию и определенный учителем поэзии; 1777 году назначен Академии проповедником. Вторым проповедником был игумен Макарий, 33 лет, окончивший Троицкую Лаврскую семинарию. В 1772 году посвящен во священника Ивановского сорока  к церкви Сергия Чудотворца, что в Рогожской слободе, а в 1778 году определен указом Синода к Московской Академии. Монашество восприял 1778 года октября 1 дня в Заиконоспасском монастыре.
При ректоре Дамаскине в 1779 году на учительских должностях показаны риторики учитель иеромонах Афанасий, 28 лет, поэзии и высшего греческого класса учитель иеродиакон Моисей, 27 лет, высшего класса учитель Николай Иванов, белец, 25 лет, низшего класса учитель Григорий Бажанов, белец, 21 года[4]. Это была уже новая поросль учителей, выращенных из местной молодежи. Прибывшие в Москву на учебу из Владимирской, Новгородской, Вятской, Вологодской и других северных епархий они добросовестно несли возложенные на них обязанности по распространению духовного образования греко-латинского образца в России.
После Дамаскина на должность ректора Академии был назначен Павел Пономарев, родившийся в Дмитровском уезде Московской губернии. Учился в Троицкой Семинарии, образование окончил в Московской академии и Университете. Преподавал в Троицкой Семинарии и был наместником Лавры. В 1782 году поступил на должность ректора Академии и архимандрита Заиконоспасского монастыря. Впоследствии последовательно был епископом Нижегородским, архиепископом Тверским, Ярославским, скончался в Ярославле в 1805 году.
Аполлон (Андрей) Байков, родился в 1745 году в Малороссии, учился в Московской академии, в 1767 году поступил в Университет. С 1772 года был учителем поэзии в Академии. В 1783 году произведен в архимандрита Заиконоспасского монастыря и ректора Академии. Впоследствии был епископом Орловским и Севским, потом переведен в Архангельск, где и скончался в 1801 году.
Афанасий (Алексей) Иванов, родился в Москве в 1746 году, учился в Московской академии. С 1778 по 1783 годы был учителем риторики, потом проповедником, настоятелем Крутицкого монастыря и префектом Крутицкой семинарии. В ректора Академии и архимандрита Заиконоспасского монастыря произведен в 1786 году. В 1788 году хиротонисан в епископа Коломенского, затем переведен в Воронежскую епархию, затем в Екатеринославскую, и 1801 году пожалован саном архиепископа. Скончался в 1805 году.
Мелхиседек Заболотский, родился в 1750 году, учился в Троицкой Семинарии, был в ней преподавателем. Затем был префектом Семинарии в 1783 году – ректором Лаврской Семинарии и наместником Лавры, в 1787 году произведен в архимандрита Петровского монастыря, в 1788 году переименован в архимандрита Савина монастыря и в том же году определен ректором академии и настоятелем Заиконоспасского монастыря. В 1792 году поступил в настоятеля Савина монастыря и здесь в 1794 году скончался.
Мефодий Смирнов, сын Гжатского священника, родился в 1761 году. В 1775 году поступил учиться в Троицкую Семинарию, отсюда, по приказанию Платона перешел в Московскую академию, жил в соседнем Греческом монастыре для изучения греческого языка. По окончании курса был учителем и ректором Троицкой семинарии. В 1792 году утвержден в должности ректора Академии и архимандрита Заиконоспасского монастыря. Впоследствии он последовательно был архимандритом Новоспасским, епископом Воронежским, Тульским, Тверским. В 1814 году переведен в Псков, где и скончался в 1815 году.
Амвросий Яковлев Орлин, ректор Казанской академии и архимандрит Казанского Спасо-Преображенского монастыря, определен ректором Московской академии и архимандритом Заиконоспасского монастыря в 1794 году. Впоследствии был архимандритом Новоспасского монастыря, потом в 1796 году хиротонисан в епископа Вятского, в 1804 году переведен в Рязанскую епархию. Скончался в 1809 году.
Евлампий Введенский, родился в 1756 году, по окончании курса в Троицкой семинарии был в ней учителем высшего красноречия. В 1795 году определен в ректора Академии и архимандрита Заиконоспасского монастыря. В 1798 году назначен Донским архимандритом. В 1799 году был председательствующим Цензурного Комитета. В 1801 году хиротонисан в епископа Архангельского, в 1809 году переведен в Калугу, скончался в 1813 году.
Серафим (Стефан) Глаголевский, родился в 1752 году, и учился в Калужской, потом Перервинской и Троицкой семинариях. В 1783 году перешел в Московскую академию. Затем окончил Московский университет. В 1819 году он стал митрополитом Московским и Коломенским. Затем последовательно – митрополитом Санкт-Петербургским, Новгородским, Эстляндским и Финляндским и архимандритом Александро-Невской лавры. Митрополит Серафим, заботившийся о поднятии уровня образованности духовенства, выступал ревностным противником масонства, тайных обществ и нездоровой мистики, охватившей русское общество и правительственные круги во вторую половину царствования Александра I. Владыка предупреждал императора, у которого был в чести, об исходящей от тайных обществ опасности государственного переворота и добился их запрета в 1822 году. Еще через два года его стараниями был низложен министр духовных дел и народного просвещения князь А. Н. Голицын, увлекавшийся подобными идеями, и закрыто Библейское общество. Император пожаловал митрополиту орден святого апостола Андрея Первозванного.
И именно митрополиту Серафиму довелось провожать императора Александра в сентябре 1825 года, когда он навсегда оставлял Петербург. После смерти Александра I грянуло восстание декабристов. В тот день владыка Серафим служил молебен в Зимнем дворце и не побоялся в полном облачении с крестом выйти на Сенатскую площадь увещевать восставших, свидетельствуя о законности новой присяги: «Именем Распятого уверяю вас в истине; я уже одною ногою стою во гробе и обманывать вас не стану». Иные дрогнули и стали подходить к кресту, но над головой владыки просвистели пули; тогда государь Николай I приказал увезти его во дворец. После того как присяга была принесена, митрополит Серафим участвовал в коронации Николая I и императрицы Александры Федоровны. В 1831 году в ознаменование заслуг император пожаловал ему бриллиантовые знаки к Андреевскому ордену. Владыка Серафим осудил и «Философическое письмо» П. Я. Чаадаева, считая, что «суждения о России, помещенные в сей негодной статье, оскорбительны для чувства, ложны, безрассудны и преступны сами по себе»[5].
Владимир (Василий) Третьяков, сын священника Московского Вознесенского монастыря, родился в 1769 году, поступил учиться в Академию в 1779 году, окончил курс наук в 1790 году, после чего определен учителем Академии. Из префекта и учителя философии в 1799 году определен ректором Академии, и в 1800 году произведен в архимандрита Заиконоспасского монастыря. По болезни уволился в Спасо-Евфимиев монастырь на покой. Скончался в 1812 году в Донском монастыре.
В 1801 году, 25 декабря ректором московской духовной Академии и настоятелем Заиконоспасского монастыря был назначен архимандрит Августин (Алексей Васильевич Виноградский), получивший образование в Перервинской семинарии, затем – в Заиконоспасской академии. Родился 6 марта 1766 года в Москве в семье священника и живописца. Ректором Московской академии и настоятелем обители он был по февраль 1804 года, когда был хиротонисан в епископа Дмитровского, викария Московской епархии, которой и управлял с 1811 года в связи с болезнью митрополита Платона. Преосвященный Августин принял на себя труды по управлению епархией как раз перед началом вторжения армии Наполеона, и как патриот, проникнутый долгом подкреплять голосом веры свою паству воодушевлял народ на подвиг во имя Церкви и Отечества. 28 декабря 1812 года ему было вверено управление Московской митрополией.
Этот пастырь, известный своими трудами в бытность свою ректором Славяно-греко-латинской академии и архимандритом Заиконоспасского монастыря вошел в историю России еще и как проповедник, вдохновитель ополчения 1812 года, составитель особой молитвы «на нашествие супостат», которая звучала в храмах на литургии и на молебне на Бородинском поле перед битвой. Его прозвали «Златоустом двенадцатого года» за его вдохновенные патриотические проповеди, произносимые им во время нашествия Наполеона. «...Император Александр повелел преосвященному Августину сочинить молитву об изгнании врагов, одобрил оную, приказал напечатать и читать в церквах с коленопреклонением. 28 июля 1812 года Августин произносил в Московском Успенском соборе пастырское пароду наставленье. Затем он благословил на святую брань Московское ополчение, вручив оному св. хоругвь, взятую из приходской церкви Спаса во Спасской, как знамение победы; в день Бородинской битвы (26 августа) обнес вокруг Белого города и стен Кремлевских иконы Богоматери Смоленской (эта икона была принесена в Москву из Смоленска пред Бородинскою битвою) и Владимирской. Для поддержки раненых, привозимых в столицу, посылал к ним с духовенством чудотворные образа и святую воду; отправил 13 августа, ночью, в Вологду ризницы Патриаршую, Соборные, некоторые монастырские, другие драгоценности, освященные древностью и благочестием, вместе с ризницею Троицкой Лавры и редкими рукописями Патриаршей библиотеки»[6].
После изгнания врага преосвященный Августин занялся осмотром и восстановлением московских церквей. Первым делом он пошел в Успенский собор. Его предупредили, что митрополичьи северные врата могут быть заминированы, но с пением молитвы владыка смело вошел в храм. По его прошению Святейший Синод решил оставить открытыми мощи святителя Петра, митрополита Московского, которые хранились под спудом со времен царя Ивана Грозного и царицы Анастасии Романовны и были распечатаны французами.
И всё-таки, как бы патриотично не выглядели деяния Августина, он успевал подтверждать своим западным хозяевам, что он по-прежнему остается приверженцем культурных реформ в России, направленных на искоренение древней веры и истории русских. Отсюда и его ревностное отношение к мощам митрополита Петра, уроженца Волыни, поддержавшего в 14 веке распри между Юрием Московским и Михаилом Тверским, разжигавшего вражду между Московией и Ордой.
В первую годовщину Бородинского сражения владыка Августин отправил в Бородино архимандрита Заиконоспасского монастыря отца Симеона служить панихиду на остатках знаменитой батареи Раевского, а сам служил в тот день в Сретенском монастыре, на его престольный праздник. Тогда была положена традиция ежегодно поминать русских воинов, павших на Бородинском поле, а владыка Августин предложил основать Бородинскую поминальную субботу, наряду с Дмитриевской[7].
С 19 февраля 1818 года преосвященный Августин возведен в сан архиепископа Московского и Коломенского. 3 марта 1819 года, на 53 году жизни, архиепископ, страдая тяжким недугом (туберкулез), мирно отошёл ко Господу. Похоронен был по завещанию в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры у Западных ворот.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ



[1] РБС. Т. «Гааг – Гербель». М. 1914. С. 405–407.
[2] Там же. С. 405.
[3] История Московской Духовной Академии. mpda.ru
[4] ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 3080. Л. 1об.–2
[5] Е. Лебедева. Не предаждь законов отеческих. Православие. Ru.
[6] Д. Бантыш-Каменский. Словарь Достопамятных людей Русской земли. М. 1836.С. 4–17.
[7] Е. Лебедева. Не предаждь законов отеческих. Православие. Ru.

Tags: «Московия – это некий выкидыш Киевской Р, «киевская колыбель» русских, «киевская русь», «первопечатник» ян феодорович, А. Пыжиков, А.Беклешов, Александровская слобода, Амвросий Орлин, Амвросий Подобедов, Антонский, Аполлон Байков, Апраксин Ф.М., Бестужев, Бизюков монастырь, Борис Годунов, Бродский, Быстрицкий, Василий Баженов, Василий Рубан, Верхняя дворцовая типография, Вишневский, Владимир Третьяков, Галецкий, Герасимов-Забелин, Головин Ф.А., Горский, Границкий, Драницын, Евлампий Введенский, Екатерина 2, Епифаний Славинецкий, Ермил Григорьев, Ермил Костров, Заиконоспасский монастырь, Зарядье, И.М. Снегирев, Иван Грозный, Иван Семенов, Изографов, Иконный ряд, Иннокентий Гизель, Ипатьевский монастырь, Калиновскикй, Кантемир, Карион Истомин, Кармелит, Козлевич, Концевич, Крайский, Краковский коллегиум, Краснопольский, Кремль, Кувечинский, Кульчицкий, Левитский, Леонтий Магницкий, Лопатинский, Лосицкий, Лубянская пл, Лящевский, М. Ломоносов, Магиланский, Мачей Стрыйковский, Мегалевич, Мелхиседек Заболотский, Мефодий Смирнов, Моисей Близнецов, Москва, Московия, Неглинная, Николо-Греческий монастырь, Никольская улица, Никольский крестец, Опричная диктатура, Павел Пономарев, Петр 1, Петр Мстиславец, Петров чертеж, Печатный двор, Платонов, Польша, Речь Посполита, Роговский, Романовы, Рубчановский, Русичевский, Сайдачный ряд, Семенов-Руднев, Серафим Глаголевский, Сергиева Лавра, Сильвестр Медведев, Симеон Крылов, Симеон полоцкий, Синопсис, Слотвенский, Смоленский ряд, Солотчинский монастырь, Степан Крашенинников, Степан писарев, Степенная книга, Стоглавый собор, Субботинский, Федор Волков, Флоринский, Франциск Скорина, Хотунцевский, Чарнуцкий, Шафиров, Шмигельский, Ян Длугош, архимандрит Августин Виноградский, братья Лихуды, всея Великия и Малыя и Белыя России, гостиные дворы, евроцентричность, иностранные святыни, исправление Библии, история, киево-могилянская академия, киево-печерская лавра, киевоцентриччность, киевщина, кирилл и мефодий, княжество Литовское, лазарь баранович, малая россия, митрополит Макарий, митрополит Платон, монастырь Никола Большая Глава, московские пожары, образование, окольничий Федор Шакловитый, патриарх Иоаким (Савёлов), патриарх иерусалимский Досифей, певчий Лаврентий Бурмистров, первоначальная Москва, подьячий Иван Истомин, ректоры греко-латинской академии, рукописи «поганых», русский палеолит, секуляризация церковных земель, славяно-греколатинская академия, создание жития святых в киеве, староверы и нововеры, схоластика, уничтожение книг, учителя из малороссии в Москве, феодор грежбовский, феодосий софронович, формирование исторической «науки», хищения бояр, хроники грежбовского, царевич Федор Алексеевич, царевна Софья, царь Алексей Михайлович, царь Василий Шуйский
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments