prvtaganka (prvtaganka) wrote,
prvtaganka
prvtaganka

Белокриницкая иерархия

                                                                                                                                                        РГАДА Ф. 1475
Канцелярия Архиепископа Московского
и всея Руси старообрядческого
опись 1

 
Белокриницкая иерархия – крупнейшая церковь старообрядцев дореволюционной России. Возникла в 1846 году в селении Белая Криница, на территории Буковины (Австро-Венгрия).
С 50-х годов стала распространять свое влияние в России. До 1873 года церковная иерархия в России подчинялась Митрополиту Белокриницкому, а затем архиепископу Московскому и всея Руси.
Его резиденция располагалась в Москве на Рогожском кладбище. Первым архиепископом Московским и всея Руси стал Антоний (1860-1881 г.г).
Уже в его правление Белокриницкая иерархия располагала в России 12 епархиями1.
Архиепископ возглавлял образованный в 1862 году Московский Духовный Совет, являющийся постоянным органом2.
Время от времени для решения наиболее важных дел собирались «Освященные соборы старообрядческих епископов». Такие соборы с 1898 года стали проводиться ежегодно. В 1862 году в Белокриницкой иерархии произошел раскол в связи с изданием «окружного послания» означавшего дальнейшее сближение части руководства Белокриницкой иерархии по религиозно-догматическим вопросам с господствующей Православной церковью. Противники окружного послания образовали особую партию «неокружников» («раздорников»), на сторону которых перешла часть епископов. Лишь в 1906 году удалось в основном ликвидировать последствия раскола.
С момента образования Белокриницкая иерархия вступила в острый конфликт с Православной Церковью и правительством. Лишь после издания закона 3 мая 1883 года в стране было ограничено преследование старообрядцев за справление ими обрядов своей церкви. Однако фактически Белокриницкая иерархия в дальнейшем находилась на полулегальном положении. В конце XIX начале XX в.в. усилилось давление правительства на крупнейшую оппозиционную церковь старообрядцев, что выразилось, в частности, в неоднократных требованиях от руководителей Белокриницкой иерархии отказаться публично именовать себя духовным званием архиепископа Московского и всея Руси.
В январе 1900 года особое освящение обер-прокурора Синода К.П Победоносцева, Министра юстиции Н.В. Муравьева, Министра внутренних дел Д.С. Сипягина и под представительством Московского генерал-губернатора великого Князя Сергея Александровича приняло решение о высылке архиепископа Иоанна (1898-1915) за пределы Московской губернии и наметило ряд других мер, призванных подорвать влияние Белокриницкой иерархии.
Ответом на угрозу репрессий явилась консолидация старообрядцев и активизация их общественной деятельности. 14 сентября 1900 года в Москве состоялся первый Всероссийский Старообрядческий съезд, и затем такие съезды стали созываться ежегодно для решения «дел общественного строя и управления хозяйственной частью».
Был образован орган-Совет Всероссийских Съездов Старообрядцев.
При архиепископе Иоанне происходят и другие изменения. В 1898 году были восстановлены «Освященные соборы» оттесненные на второй план в правление архиепископа Савватия (1881-1898 г.г.) Московским Духовным Советом. В 1998 году

––––––––––––––––––––––––––––––
1Марков С. Краткий Исторический очерк австрийского раскольнического священства. Калуга 1885г. Субботин Н. История Белокриницкой иерархии 1 том, М, 1874 г.

2 Для решения духовно-гражданских дел в его состав приглашались т.н. «попечители» из числа знатных и богатых старообрядцев.


Духовный совет был упразднен, тем самым было ограничено влияние светских лиц на решение внутрицерковных вопросов.
При архиепископе была образована канцелярия, которую возглавил дьякон А.П. Богатенков. После возведения его в 1907 году в сан епископа Рязанского и Егорьевского Александра? он проживал в Москве, по-прежнему ведал канцелярией.
В 1911 году был учрежден Совет при архиепископии для рассмотрения «церковно-общественных дел и разъяснения таковых». В его состав кроме духовенства вошли миряне, что вновь привело к возрастанию влияния светских лиц.
Сложившаяся при архиепископе Иоанне структура управления сохранилась при его приемнике Милетии.
В 1916 году эта церковь имела в России 19 епархий: Московскую, Петроградско-Тверскую, Нижегородско-Костромскую и т.д.
Московская Епархия к которой причислялась община старообрядцев Варшавы, возглавлялась епископом при котором был образован епархиальный совет, а остальные, а остальные епископами?. Кроме того три епархии были за границей. Белокриницкая (в Австро-Венгрии), Славская, Тульчинская (обе в Румынии). Во главе первой был митрополит, а во главе других епископы1.
Надзор за священниками и прихожанами в каждой из епархий возглавляло несколько благочинных. По данным Всероссийской переписи населения на 1 января 1912 года из 2. 206. 621 старообрядца в России приверженцев Белокриницкой епархии было 787. 983 человека т.е. 36% общего числа старообрядцев страны2.
Документальные материалы Канцелярии архиепископа Московского и всея Руси до 1924 года хранились на Рогожском кладбище, а затем были переданы в историко-культурную секцию Е.Г.А.Ф., в последствии, в 1930 году вошли в состав ИГАДА (Древнехранилища).




–––––––––––––––––––––––––––––
1 К 1982 г. сохранилось лишь пять епархий: Московская, Кишиневская, Киево-Винницкая и Одесская, Донская и Кавказская, Клинская и Новозыбковская.

2 Статистические данные о старообрядцах (на 1 января 1912 г).


Священные соборы старообрядческих епископов 1898-1917 г.г.

1898 год март – Нижний Новгород
август – Нижний Новгород
октябрь – Москва
1899 год август – Нижний Новгород
1901 год август – Нижний Новгород
1902 год июль – Тула
1903 год декабрь – Харьков
1904 год сентябрь – Гомель
1905 год август – Хвалынск, Черемшанский монастырь
1906 год апрель – Москва
сентябрь – Москва
1907 год июнь – Москва
1908 год июнь – Москва
1909 год февраль – Москва
август – Москва
1910 год август – Москва
1911 год август – Москва
1912 год август – Москва
1913 год август – Москва
1915 год август – Москва
1916 год август – Москва
1917 год май – Москва



Всероссийские съезды старообрядцев Белокриницкой иерархии (источники и литература)

1) Бонч-Бруевич В.Д. Старобрядчество и самодержавие. Изб. Соч. 1 том, М 1959 г.
2) Бонч-Бруевич В.Д Третий всероссийский съезд старообрядцев. «Рассвет», 1904 г. ,№№ 6-7.
3)Труды Седьмого Всероссийского съезда старообрядцев в Нижнем Новгороде 2-5 августа 1906 г. и второго чрезвычайного съезда старообрядцев в Москве 2-3 января 1906 г. Нижний Новгород 1906 г.
4) Труды Восьмого Всероссийского съезда старообрядцев в Нижнем Новгороде 2-4 августа 1907 г., М, 1908 г.
5) Труды Девятого Всероссийского съезда старообрядцев приемлющих священство Белокриницкой иерархии в Нижнем Новгороде 2-4 августа 1908 г.М, 1909 г.
6) Труды Десятого Всероссийского съезда старообрядцев Белокриницкой иерархии в Нижнем Новгороде 18-19 августа 1909 г.М, 1910 г.
7) Труды Одинадцатого Всероссийского съезда старообрядцев Белокриницкой иерархии в Москве 19-20 августа 1910 г.М, 1911 г.

Tags: РГАДА, Рогожское кладбище, Священные соборы, Старообрядчество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment