prvtaganka (prvtaganka) wrote,
prvtaganka
prvtaganka

Портфели Малиновского

РГАДА Ф. 197 ОП. 1 № 33
Портфели Малиновского

На листах документов стоит печать маленькая круглая с надписью Московский Главный архив М.И.Д.

Яузская часть

1643. Память о вымощении больших улиц за Сретенскими и Покровскими воротами за Земляным городом.

Из данных 1640 года апреля 20 следует, что Яузский мост строился и содержался иждивением Новоспасского монастыря и что с проезжающих забиралось мостовщина в пользу монастыря.

О земляном городе: 1590 «Поставлен бысть единым летом деревянный город около всех Московских посадов и жилищ».
По духовной грамоте
1504год. Великий Князь Иван Васильевич завещал детям своим: Василию сельцо Семчиньское с дворами городскими и с Самсоновым лугом; да село Воробьево и с Владимирским, с Семеновским и с Воронцовским. Да ему же село Воронцовское на Яузе, где был дворец с городскими дворами по обе стороны Яузы; монастырь Лыщиков с дворами.
Доношение графа Салтыкова от 17 мая 1733 года, что по приказанию Ея Величества церковь Воскресения Христова в Барашах, которая начата постройкою, осмотрена архитектором Мардвиновым.

Ц. Николая Чудотворца в Кошелях построена 1692 года июля в 7 день с приделом Бориса и Глеба, освящен Митрофаном Епископом Тверским и Кашинским.

1544 год. Загорела за Яузою на Болвановке церковь, Спас в Чигасове монастырь где чудная была Дионисия икона и Лыщиково погорело по Яузу.

Ч. 11 стр. 295 – 1514 год. Той же Весны Великий князь Василий Иванович заложил церковь каменную Благовещения в Воронцове и Благовещения на Ваганькове.
Того ж лета заложена церковь Спаса за Яузою Игумен Чигас.
Церковь Николы в вКошелях упоминается сгоревшей в великий пожар 1547 года апреля 20.

Спасский в Чигасах Мужской монастырь давно уже обращенный в приходскую церковь находится на левом берегу реки Сагож от Кремля к востоку. В церкви оставшейся от монастыря сего во имя происхождения честных древ, за левым клиросом в стенной впадине находится надпись следующая: «Лета 7051 (1543года), месяца августа в 27 день преставился раб Божий отец Фотий игумен» (который вероятно против сего места и погребен); да в иконостасе той церкви, Спасителева образа на задней стороне написано: «Сей образ Спасов поставил Матфей Тимофеевич сын Погорелов при настоятеле игумене Игнатии. А писал тот образ Иван Спиридонов, сын Иконников лета 7063 (1555года)».
Церковь сия о двух главах архитектуры Готической при ней, таковой же архитектуры колокольня.

1770 год. Фабрика Коллежского Асессора Афанасия Гончарова у Яузских ворот, полотняная к которой было принято 10 душ мужского пола. Славная его фабрика находилась в Малоярославском уезде, где более 600 станов и до четырех тысяч душ мужского и женского пола крепостных, при сей фабрике и завод писчей бумаги.

1655 году Царь Алексей Михайлович пожаловал к прежде данному уже подворью для приезда властей Иверского монастыря загородный огород боярина Никиты Ивановича Романова на помин души его, за Яузою в деревянном городе подле земляного валу против Тетериной слободы сто пятнадцать сажен в длину, а поперек семьдесят сажен.

Аристотель сделал кирпичную печь, за Андроньевым монастырем в Калитникове.

До 1640 году по указу Царя Михаила Федоровича дано было Новоспасскому монастырю порожнее место за Яузою рекой за мостом на левой стороне для бережения места и денежного сбору, стояла тут изба монастырская и собиралось в ней в пользу монастыря мостовщина. Царь Алексей Михайлович пожаловал 1640 году апреля в 20 день, на то место данную монастырю, но собирание с проезжих за мост уничтожено.

Церковь Спаса в Чигасовом монастыре 1547 20 апреля сгорела. При сем упоминается надпись: Чудна была Дионисия Живописца…

В Москве ноября 24 1798 года
«Московский приказ общественного призрения, с отличною признательностью всякое благотворение к пользе его заведений относящиеся, долгом поставляет принести чувствительную благодарность Московскому почетному гражданину Василию Яковлевичу Жигареву за построение им частного народного училища. Состоящего в приходе им же построенной церкви Мартина Исповедника, что в Алексеевской, которое сего ноября 11 числа обновлено следующим порядком; Его Превосходительство Господин Действительный Статский Советник Гражданский Губернатор, Народных училищ попечитель и Кавалер Аршеневский известят от директора Народных училищ. Коллежского Советника и Кавалера Курбатова, что означенное училище отстроено им. От господина Жигарева принято предварительное донесение о том Гинерал-Фельдмаршалу, Генерал-Инспектору над всею Кавалериею, Командующему Московскою Дивизиею, Московскому Гинерал-Губернатору начальствующему по гражданской части в Москве и Ея Губерний, Кирасирского имени Его Сиятельства полку Шефу разных орденов, Кавалеру графу Ивану Петровичу Салтыкову. В назначенной же от Его Сиятельства для лбновления день, по приезде Господина Попечителя и многих знаменитых особ, на сей случай приглашенных, началось водоосвящение по окончании которого петы были певчими главного Народного училища, за здравие Его Императорского Величества и всей Августейшей Фамилии, многолетие. За сим одним из учителей говорена была краткая речь о пользе науки и выражена благодарность от лица всех учащихся юношей строителю помянутого училища. Вся сия церемония закончилась пением концерта».

1547. За Яузою жили Гончары, Кожевники.

1498. Заяузская Слободка в духовной грамоте Кн. Ивана Юрьевича Патрикеева упоминается по тому случаю, что поступает в удел жене его с сыновьями: «Да мои места: Заяузская Слободка с монастырем Космодамианским, и теми моими месты, жена моя Авдотья, дети мои Василий да Иван подсляться».
Выписано из книги Расходной церковной утвари 175 (1664 г.):
Февраля в 11 день по Государеву Цареву и Великого Князя Алексея Михайловича всея великая и белыя и малые России Самодержца именному указу. По памяти из приказу большого дворца за приписью дьяка Евстрата Фролова, в Спасский монастырь, что на Новом на гроб Великой старицы инокини Марфы Ивановны подложен покров бархатный, низан жемчугом. На подкладку пошло полпята аршина тафты зеленой, по двадцати почти алтын по четыре деньги аршин городского род году.
А на прочие Его Государские родители под церковью и под папертью, где гроб великой старицы инокини Марфы Ивановны сделаны покровы на большие и малые гробницы на пятьдесят на шесть гробниц. И в той церкви под папертью на пять гробниц покровов не делано потому, что те гробницы стали в углу с обеих сторон, а покровы на них новы. И Спасского монастыря Архимандрит Иосиф новых покровов делать не велел. А в то число велел сделать под Церковью, под Знамением Богородицы на его ж Государыни Родители на три гробницы. На Александра, на Михаила, на Василия Никитичей Романовых три покрова. И всего на его Государские Родители сделано на пятьдесят на девять гробниц, пятьдесят девять покровов больших и малых. В кроенье пошло на пятьдесят на шесть гробниц сто пятьдесят один аршин три четверти сукна багрецу моченого.
Марта по памяти из приказу бывшего дворца за приписью Дьяка Андрея Савина в Церковь знамения Пречистыя Богородицы и в пределы Филарета Хутынского, да Сергия Радонежского Чудотворца, что у двора боярина Никиты Ивановича Романова церковной утвари на три престола сделано по одеянию, так же и на жертвенники. Воздух да два покровца в пределы, два покровца да воздух на престолы в Соборную церковь и в пределы по пеленам, два улара, епистрахель, три поручи камки астрадамской и три поручи выбойчатые, две пелены выбойчатые, четыре пелены дорогие глинские, две епистрахели, три ризы киндячные.



Рождественский Московский, так именовавшийся «Старый» монастырь находится близ столичного города Москвы за Земляным валом на левом берегу Москвы реки от Креля к югу. Основан в конце XIV века Прп. Сергием Радонежским. Был весь деревянного строения. Соборная Церковь была сооружена во имя Рождества Божьей Матери, почему и монастырь назван Рождественским. По представлении Прп. Сергия, через несколько лет ученик и его племянник Архимандрит монастыря Св. Федор, перенес оный несколько повыше прежнего, где и теперь находится под названием Симонов.
(См. История Российской Иерархии)

Когда Прп. Кирилл Белозерский, будучи еще Настоятелем Нынешнего Симонова монастыря желал укрыться от молвы недоброй, то оставил он настоятельство и отошел в сей Рождественский, а оттуда уже удалился в Белозерские страны и устроил там знаменитый Кирилло-Белозерский монастырь (Чет. Минея 1659 г. Вып.)

От Рождественского монастыря осталась только церковь каменная об одной главе с двумя пределами: а) Кирилла Белозерского и б) Николая Чудотворца.

Сей последний построен в 1733 году приходскими людьми. Церковь сия ныне приходская подмонастырской Слободки и называется, что на Старом Симонове. В церкви сей в северо-западном углу погребены известные в Российской истории монахи воины Ослябя и Пересвет.

Симонов монастырь.

1811 год В высочайшем Указе данном Синоду 8 июля, изображено, что Государский Канцлер Борис Румянцев, изъявил усердие внести в здешний Опекунский Совет пять тысяч рублей, для обращения из процентов, коими желает содержать сверх положенного по штату числа, вновь пять человек больничных монашествующих в означенном монастыре, кроме того определил он ещё 2 тыс. рублей на поправку кели, для сих больничных.

Крутицкое


1688 года Мая 19 Похоронен на Крутицах Крутицкий Митрополит Арсанофий.


Симоново Старое

1511 года Лета совершена церковь (Киржечную?) на Ст. Симонове Рождества Божьей Матери, а освящена в Сентябре в первую неделю Митрополитом Симоном Вся Руси при архимандритстве Варламове.

Богородичная церковь на Крутицах 1356 года упоминается в Духовной грамоте Вел. Князя Иоанна Иоанновича, по случаю вклада из Коломенского «К святой Богородице на Крутицу, себе в память».

В приходской церкви Рождества Божьей Матери называемой Старым Симоновым, разбирая колокольню в царствие Екатерины II, нашли деревянную гробницу под камнем, на коем были вырезаны имена Ослябя и Пересвет: ныне она стоит в трапезе, а камень закладен в стене. В Архангельской летописи сказано, что Ослябя тоже убит в донском сражении, вместе с богатырем Григорием Капустиным, и что Вел. Князь, стояв 8 дней на месте битвы велел тела нарочитых людей вести в Москву в колодах.

1703 г. Таганные ворота за оными церковь Воскресения.

Кузнецкая улица за Яузою называлась до 1635 года (Синопольною, Оннопольною?).

Училище Земляного битаго Строению 1797 г.

Для доставления сельским жителям здоровых, безопасных, прочных и дешевых жилищ и в соблюдение лесов в Государстве, учреждается под особым ведением и руководством Действительного Статского Советника Львова училище земляного битаго строения. Тверской губернии Новоторжского уезда в селе Никольском на следующем основании: 1) Управляющие губерниями имеют отправить в означенное село из безлесных провинций по два ученика, выбрав оных из молодых и добропорядочного поведения крестьян, казенного ведомства. Снабдить их отправительства паспортами и от общества одеждою и харчевыми деньгами.
2) Ученики сии получив от Г-на Львова нужные для них квартиры, дрова, железные и деревянные инструменты безденежно, в учении своем должны иметь предметом строение от земли всякого рода жилых домов, скотных дворов, конюшен, оград и тому подобное. Делание разного рода фундаментов, покрытие сельских и хозяйственных строений прочными, из соломы и из вереска с глиною сделанными, кровлями, особого рода черепицей и гонтом.
3) А дабы училище сие могло существовать без особой на то суммы и распространяя пользу сию в Государстве не отяготить частного начальника сего издержками, как на материалы так и на содержание мастеров, на его кошт, отдать означенному Г-ну Львову в собственность Московского уезда бывшую Симонова монастыря землю. Ныне в числе новых оброчных статей, находящуюся под названием Тюхольских казенных покосов с лесными и пахотными угодьями и водами, с коих хозяйственным доходом имеет он распоряжаться не только на содержание школы, но и на выстройку на той данной земле, образцовых земляных строений, из собственных кго материалов.
4) По выучке, каждой губернии ученики обязаны построить на вышеописанной земле, образцовое земельное строение, по окончании которого, получают они название присяжных мастеров и о том от начальника своего аттестаты. Без каковых запрещается земляное строение делать, дабы по неумению строителей не подвергнуть строение опасности, и тем не отвратить поселян от подражания толико полезного для них дела.
5) По возвращении первых присяжных мастеров с аттестатами на свои жилище, управляющие губерниями имеют отправить немедленно других. Повторяя такое отправление доколе нужное число строителей, по мере надобности в них для казенных селений выучено будет.
6) Не возбраняется и помещикам отдавать в учение сего хозяйственного строения и собственных своих людей на добровольных условиях с начальником училища. А дабы известно было в публике учреждение оного, припечатать о сем в ведомостях в обеих столицах издаваемых.


За Таганными вороты велено харчевни от питейных изб отнесть и дать в то место инде которые торговали из оброку и оброк платили в приказ большого прихода. По мето о том на выписке Дьяка Емельяна Украинцова Ноябрь 25 день.


Государыня Великая Старица Инока Марфа Иоанновна пожаловали в дом ко Всемилостивому Спасу в Костромском уезде в Шачебольском стану на реке на Шаче, старинную свою вотчину деда сврего Василия Михайловича Шестова и отца своего Ивана Васильевича. Село Домнино с деревнями… а затое вкладную вотчинную дачу имя Её государыни написано во вседневной и литейныя и в палойные сенодики, и на литиях и за просвирописанием, пока места Всемилостивого Спаса святая обитель стоит и на тое свою вотчину пожаловала Великой Государыне и данную дала за рукою отца своего духовного, чернрго Священника Ионы, генваря в 6 день. Данная по Указу Государя Царя Алексея михайловича, на пожалованный во владение Новгородскому Иверскому монастырю загородный огород боярина Никиты Ивановича Романова состоящий в Москве за Яузою, подле земляного вала, против Тетериной Слободы, для вечного по нем боярине Романове поминовения 1655 года Июля 24 дня.


Лета Июля 24 день бил челом, Государю Царю и Вел. Князю Алексею Михайловичу всея Великая и Малая Росiи Самодержцу, Великий Государь Святейший Никон Росiи Патриарх Московский и всея Великая и Малая Росiи. А в земском приказе Его Государев стряпчий Григорий Верещагин, подал подписную челобитную за пометою думного дьячка Алмаза Иванова. А в челобитной его написано по Государеву Цареву и Вел. Князя Алексея Михайловича всея Великие и Малые Росiи Самодержца указу строит он Великий Государь Святейший Никон Росiи Патриарх Московский и всея Великая и Малая Росiи в Новгородском уезде в деревенской пяпите, на Святе озере монастырь Пречистые Богородицы Иверские и Святых Чудотворцев Филиппа Митрополита и Якова Праведного и милостию Божиею и молитвами Пречистыя Богородицы и Государя Царя и Вел. Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя Росiи Самодержца милостивым жалованием монастырь строится. И на Москве де для приезду того монастыря властей, Архимандрита и строителя, и келаря, и казначея с братьею, подворье есть, а загородного двора где для властелинского же приезду и брать, капысты и огурцов посадить негде. И Государь Царь и Вел. Князь Алексей Михайлович всея Великия и Малыя Росiи Самодержец пожаловал бы Его Государя Святейшего Никона Патриарха Московского и всея Великия и Малыя Росiи, велел бы этому Иверскому монастырю дати загородный огород боярина Никиты Иванова Романова, что за Яузою. И на челобитной его помпта думского дьяка Алмаза Иванова: Государь пожаловал велел тот боярский загородный огород дать в поминок о нем, боярине Никите Иванове в Иверский монастырь и дати данную из Земского Приказа, а в Земском Приказе и в писцовых книгах письма и меры Лазаря Ододурова да подьячего Семена Сергеева году написано за Яузою, в деревянном городе подле земляного валу огород боярина Никиты Ивановича Романова вдоль, против Тетериной слободы к земляному валу сто пятнадцать сажен. В другом конце вдоль же девяносто шесть сажень, поперек семьдесят сажень, в другом конце тож. И по Государеву Цареву и Вел. Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя Росiи Самодержца указу Иверского монастыря Архимандриту Дионисию, да строителю старцу Нифонту, да c братьею и хто по них в том монастыре иных архимандритов и строителев с братиею впредь будет, тем загородным огородом, что за Яузою, владеть им по сей данной по Боярине по Никите Ивановиче Романове в вечной поминок неподвижно. К сей данной Роман Васильевич Жуков печать свою приложил. (Печать восковая)

На обороте написано дьяк Алексей Марков. Справил Аврамка Кощеев.
Tags: Заяузье, Портфели Малиновского, РГАДА, история Москвы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments